КРАТКИЙ ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ В « НЕЗАВИСИМЫХ ВВК» СУДЕБНЫХ ВОЕННО-ВРАЧЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ.

В последнее время ( 2020-2021г.г.) появились решения Верховного суда  РФ и Аппеляционных судов отменившие  решения судов различных инстанций, принятых по заключениям военно-врачебных экспертиз, проведенных  по определениям судов в «Независимых ВВК»   в отношении действующих и уволенных сотрудников МВД России. Решения приняты по обращениям юристов МВД.

 В трактовке основными аргументами является:

 «Независимые ВВК» не имеют права проводить военно-врачебные экспертизы по определению судов, так как не соответствуют требованиям п.2 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением правительства РФ от 04.07.2013 г.№565 —  « Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). Порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование (далее — обследование) и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.

Перечень указанных в настоящем пункте медицинских организаций, за исключением медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалов, и (или) обособленных структурных подразделений, утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, уполномоченного руководителя органа принудительного исполнения Российской Федерации) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям:

  • наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе;
  • наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба)».

       Пояснения экспертов ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия»:

По мнению юристов МВД обязательным условием для ВВК, проводящих военно-врачебную экспертизу, в том числе по определению суда,  в отношении действующих и уволенных сотрудников МВД  является   «наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба)».

Это требование правомочно для штатных ВВК МВД, но не правомочно для независимых ВВК  (имеющих лицензию на проведение военно-врачебных экспертиз), проводящих в отношении этих граждан  независимую военно-врачебную экспертизу и военно-врачебную экспертизу по определению суда, так как это противоречит требованиям действующего законодательства к независимости эксперта ( пояснения ниже).

 

2. В заявлениях юристов МВД и в решениях судов имеются доводы, противоречащие законодательству:

  • граждане не использовали свое право на прохождение независимой ВВК  ( согласно п.8 «Положения о военно-врачебной экспертизе» — «При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574».
  • «Независимые военно-врачебные экспертизы» могут проводить независимую военно-врачебную экспертизу, но не могут проводить военно-врачебную экспертизу по определению суда.
  • суды обязаны назначать проведение судебных военно-врачебных экспертиз в ЦВВК -вышестоящей ВВК МВД.

Пояснения экспертов ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия»:

1, Согласно п.8 «Положения о военно-врачебной экспертизе»  «Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд». Таким образом, гражданину дано право обжаловать решение ВВК различными способами и никто не вправе заставить его пройти независимую ВВК вместо обращения в суд, до подачи искового заявления в суд или в ходе судебного разбирательства.

Прохождение независимой ВВК ПРАВО гражданина, а НЕ ОБЯЗАННОСТЬ!

Независимые ВВК находятся не в каждом субъекте РФ, независимая ВВЭ проводится очно и платно, не каждый гражданин может покрыть финансовые расходы связанные с проведением независимой ВВЭ. При проведении независимых ВВЭ затруднительно получить необходимые медицинские документы из медицинских организаций МВД, так как сотрудники этих организаций отказывают в выдаче документов.

Согласно п. 101 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года « По результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии». НО, штатная ВВК может повторно принять такое же решение как и раньше, которое гражданин будет вынужден обжаловать в суде. Таким образом, прохождение независимой ВВК не гарантирует гражданину восстановления его прав и принятия «справедливого», по его мнению, решения, ведет к потере времени и финансовых средств!

В отношении действующих сотрудников МВД – прохождение независимой ВВК не освобождает их от исполнения служебных обязанностей, следовательно пройти ее не представляется возможным! Прохождение независимой ВВК не приостанавливает ( как обжалование в суде) исполнение решения ВВК МВД и к моменту завершения независимой ВВК решение  может быть реализовано!

2. Согласно действующего законодательства ( КАС, ГПК) «При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам». Выбор эксперта или экспертного учреждения является прерогативой суда. При назначении экспертизы по вопросам военно-врачебной экспертизы эксперты должны обладать знаниями в области медицины, ВВЭ, а организация должна иметь лицензию на проведению военно-врачебной экспертизы.

3. суды не могут назначать проведение судебных военно-врачебных экспертиз вышестоящей  ВВК МВД, так как будет нарушено требование независимости эксперта. ВВК других силовых структур не могут проводить платные судебные военно-врачебные экспертизы в отношении граждан, тем более по приказам других силовых ведомств!

Следовательно, с учетом трактовки юристов МВД и мнения некоторых судей , при обжаловании гражданами в суде решений ВВК, суды не могут назначить проведение военно-врачебных экспертиз по определению суда, так как нет организаций, которым можно назначить её проведение? Но тогда зачем обращаться в суд? Как восстановить свои нарушенные права?

ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» является независимой военно-врачебной экспертизой и создана в соответствии с «Положением о независимой военно-врачебной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года № 574.

ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» не входит и не должно входить в перечень организаций, в которых проводится медицинское обследование и лечение военнослужащих (приравненных к ним лиц), утвержденный руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; не имеется и не должен иметься договор об оказании медицинской помощи, заключенный с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Наличие вышеуказанного договора об оказании медицинской помощи, заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба),  и включение ЧМУ Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» в перечень организаций, в которых проводится медицинское обследование и лечение военнослужащих (приравненных к ним лиц), утвержденный руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, противоречит требованиям статьи 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ:

…«6. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

8. При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов».

Порядок создания штатных военно-врачебных комиссий прописан в «Положении о военно-врачебной экспертизе», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (прописана необходимость заключать договора между ВВК и территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным органом предусмотрена военная служба).

Порядок создания независимых военно-врачебных комиссий изложен в «Положении о независимой военно-врачебной экспертизе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года № 574.

Основными требованиями «Положения о независимой военно-врачебной экспертизе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года № 574. являются:

1. Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее — независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (далее — заключение военно-врачебной комиссии).

2. Независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования.

3. Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее — экспертное учреждение). Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).

4. Независимая экспертиза производится врачами-специалистами (далее — эксперты), входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (далее — комиссия). …

6. Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперты не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или военно-врачебной комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы).

ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» исходя из Требований пункта 6 «Положения о независимой военно-врачебной экспертизе» не должна заключать договора об оказании медицинской помощи с территориальным органом Федерального органа исполнительной власти,  в котором Федеральным органом предусмотрена военная служба, и не имеет такие заключенные договора,  в противном случае экспертная организация  не может являться независимой и эксперты не могут считаться независимыми при проведении военно-врачебных , в том числе  судебных военно-врачебных экспертиз при обжаловании решений штатных ВВК.

Заключение подобных договоров поставило бы экспертную комиссию в зависимость от территориального органа Федерального органа исполнительной власти,  в котором Федеральным органом предусмотрена военная (приравненная) служба.

Согласно Пункта 2 «Положения о военно-врачебной экспертизе» от 4 июля 2013 г. № 565:

— «Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). Порядок создания военно-врачебных комиссий (врачебно-летных комиссий) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).»

ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» не относится к Вооруженным силам и другим Федеральным органам исполнительной власти , в которых законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), не является структурным подразделением этих силовых ведомств и не создана для проведения военно-врачебной экспертизы в них.

— «В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование (далее — обследование) и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.»

Частное медицинское учреждение (ЧМУ) «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» не является медицинской организацией государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование (далее — обследование) и лечение военнослужащих, сотрудников Силовых структур, а также членов их семей.

— «Перечень указанных в настоящем пункте медицинских организаций, за исключением медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалов, и (или) обособленных структурных подразделений, утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, уполномоченного руководителя органа принудительного исполнения Российской Федерации) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям:

наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе;

наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» не является структурным подразделением Министерств и Ведомств, в которых предусмотрена военная (приравненная) служба, следовательно,  начальник медицинской службы военного округа (флота) (руководитель военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, уполномоченный руководитель органа принудительного исполнения Российской Федерации) не может представлять ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» руководителю Органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

С учетом вышесказанного, следует, что порядок создания военно-врачебных комиссий в Вооруженных силах и других силовых структурах изложенных в пункте 2 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, не имеет никакого отношения к порядку создания независимых ВВК и порядку проведения судебных военно-врачебных экспертиз.

Включение ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» в Реестр лицензий Росздравнадзора РФ, как организации, имеющей право на осуществление медицинской деятельности, в том числе на проведение военно-врачебных экспертиз, является подтверждением законности деятельности ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия».

В случае, если бы у ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия»  был заключен договор с МВД или с другими силовыми структурами, то суд не имел бы право назначить судебную военно-врачебную экспертизу в ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», т.к. ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» не считалась бы независимой экспертизой, находилась бы в прямой зависимости от силовых структур.

Согласно действующему законодательству «при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу, проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам»:

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) .

Статья 79 ГПК РФ. Назначение экспертизы.

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ >

Статья 77 КАС РФ. Назначение экспертизы.

В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Пояснения экспертов ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия»:

Специальными знаниями в области военно-врачебной экспертизы обладают только эксперты военно-врачебных комиссий, имеющих лицензию на проведение военно-врачебных экспертиз в соответствии с требования Федерального  закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отдельные эксперты не имеют лицензий по ВВЭ.

Таким образом, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в области военно-врачебной экспертизы (определение категории годности к военной (приравненной) службе, определение причинной связи заболевания и т.д.) суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено «независимой военно-врачебной экспертизе», имеющей соответствующую лицензию на проведение военно-врачебных экспертиз, но не может быть поручено вышестоящим ВВК по отношению к ВВК МВД, решение которых обжалуется в суде.

При проведении судебных военно-врачебных экспертиз ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» осуществляет свою деятельность также в соответствии с Федеральным Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года №73-ФЗ:

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 7. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9 . «судебная экспертиза — предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла».

Согласно статьи 41 действие этого закона распространяется на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами.

Исходя из вышесказанного следует, что ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» может проводить военно-врачебную экспертизу как независимую (по обращению граждан), так и по определению суда, в строгом соответствии с действующим законодательством как организация, имеющая лицензию на  медицинскую деятельность, в том числе на проведение военно-врачебных экспертиз (занесена в Реестр Лицензий Росздравнадзора РФ, зарегистрирована в Министерстве Юстиции, налоговой инспекции, ФСС, УПФР, входит в перечень медицинских организаций субъекта РФ). Эксперты ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» обладают специальными знаниями в области медицины и военно-врачебной экспертизе, являются независимыми (не состоят в договорной или иной зависимости от ВВК силовых структур , Управлений, Министерств МВД, Росгвардии, Министерства обороны, ФСБ, Министерства юстиции).

Независимая и судебная военно-врачебная экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).

Независимая военно-врачебная экспертиза проводится по заявлению гражданина в соответствии с требованиями «Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574» и не может быть назначена судом.

Порядок проведения судебной военно-врачебной экспертизы отличается  от порядка проведения военно-врачебной экспертизы, определенного «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565. Судебная военно-врачебная экспертиза проводится по определению суда. При проведении судебной военно-врачебной экспертизы (военно-врачебной экспертизы назначенной судом) в соответствии с Федеральным Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года №73-ФЗ эксперты дают подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отвечают на вопросы суда; состав экспертов определяется руководителем экспертного учреждения, экспертиза проводится платно. Военно-врачебная экспертиза проводится врачами-специалистами (стоматолог, невролог, офтальмолог, хирург, психиатр, оториноларинголог, терапевт, дерматовенеролог) и другими, при необходимости, бесплатно, по указанию командира или руководителя лечебного учреждения; и т.д.).

За время работы экспертами ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» с 03.12.2010 года проведено более 400 экспертиз, в том числе по определению судов Российской Федерации различного уровня. Решения судов, принятых с учетом заключений судебной военно-врачебной экспертизы, проведенной в ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия», обжаловались в городских, областных, Верховных судах Республик, кассационных, Верховном суде РФ.

Нами не получено ни одного определения, извещения из судов о том, что судебная военно-врачебная экспертиза в ЧМУ «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия» проведена незаконно или с нарушениями требований существующего законодательства.

Не назначение судами проведения военно-врачебных экспертиз независимым экспертам лицензированных независимых военно-врачебных комиссий лишает права гражданина на судебную защиту, на получения объективного, независимого экспертного  мнения.

 

Главный врач ЧМУ  «Первая городская независимая военно-врачебная экспертная комиссия»

С.Д. Стрильченко