Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2025 N 49-КАД24-22-К6 (УИД 03RS0017-01-2023-005390-40)
Сославшись на положения статьи 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которым судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами, суд кассационной инстанции не усмотрел нарушений требований процессуального закона при назначении и проведении судебной экспертизы.
Правильность позиции судов о возможности проведения судебной экспертизы в медицинской организации, не относящейся к государственным судебно-экспертным учреждениям, к государственным, муниципальным учреждениям, не вызывает сомнение, согласуется с предписаниями приведенного выше законоположения, а также нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Названный закон определил, что в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, судебно-медицинская экспертиза проводится, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности (части 1 и 2 статьи 61).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 3214-р в соответствии со статьей 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» утвержден перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, в который ни судебно-медицинская, ни независимая военно-врачебная экспертиза, ни военно-врачебная экспертиза не включены.
Следовательно, суд может поручить проведение судебной экспертизы организации, не относящейся к государственным или муниципальным утверждениям, но имеющей право на проведение названных выше экспертиз.
Отдельные вопросы прохождения медицинского освидетельствования призывниками, кроме приведенных ранее нормативных правовых актов, урегулированы также Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее — Положение).
Согласно пункту 6 поименованного Положения годность к военной службе, в частности, граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с Требованиями к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации — приложение N 1 к Положению.
При несогласии с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абзац восьмой пункта 8 Положения).
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг), в частности, по военно-врачебной экспертизе (пункт 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
С учетом приведенных норм, одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего административного дела, подлежащих установлению и проверке является наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.
[object Object]